Global Informatics

- Информатика и вычислительная техника

Методы извлечения знаний

Игры с применением тренажеров позволяют зафиксировать трудно уловимые знания, которые возникают в реальных ситуациях и могут быть потеряны при выходе из них.

Компьютерные экспертные игры в настоящее время используются в основном в целях обучения. Они полезны для «разминки» экспертов перед сеансом извлечения знаний.

Таблица 4 - Сравнительные характеристики экспертных игр

Показатели

Экспертные игры индивидуальные

групповые

компьютерные

Достоинства

Дают возможность сравнительно быстро получить качественную картину принятия решения. Позволяют выяснить, какую информацию и как использует эксперт.

Реалистично воссоздают атмосферу конкретной задачи. Раскрепощают экспертов. Групповые занятия более объективны. Выявляют логику и аргументацию экспертов.

Вызывают интерес у эксперта. Привлекают дизайном и динамикой.

Недостатки

Отсутствие методик и стандартного набора игр. Высокие профессиональные требования к аналитику.

Требуют от аналитика знания основ игротехники. Сложность создания игр для конкретных предметных областей.

Сложность и высокая стоимость создания специализированных игр в конкретной предметной области.

Требования к эксперту

Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство)

Собеседник или практик (раскованность и актерское мастерство)

Практик (без психологического барьера к ЭВМ)

Требования к аналитику

Собеседник (режиссерские способности, умение создавать сценарии, актерское мастерство)

Собеседник (способность к ведению конферанса, режиссерские способности, актерское мастерство)

Мыслитель (контакт с программистом)

Характеристика предметной области

Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные

Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные

Средне- и слабоструктурированные и слабодокументированные

Текстологические методы включают методы извлечения знаний, основанные на изучении текстов учебников, специальной литературы и документов. Текстология - это наука, целью которой является практическое прочтение текстов, изучение и интерпретация литературных источников, а также рассмотрение семиотических, психолингвистических и других аспектов извлечения знаний из текстов. Схема извлечения знаний из специальных текстов приведена на рисунке 3, где М1 - смысл, заложенный автором и основанный на его собственной модели мира; М2 - смысл, который постигает инженер по знаниям; I - интерпретация текста, изложенного словесно; Т - словесное изложение знаний; V - результат вербализации.

Рисунок 3 - Схема извлечения знаний из текста

Научный текст Т, который формируется автором на основе модели M1, включает в себя пять компонентов, погруженных в языковую среду L; , где - первичный материал наблюдений; - система научных понятий; - субъективный взгляд автора; - дополнительная информация, не касающаяся научного знания (общие места); - заимствования. На процесс понимания (интерпретации) I и на модель М2 влияют следующие компоненты: М2 = , где - экстракт компонентов, почерпнутый из текста Т; - предварительные знания аналитика о предметной области; - общенаучная эрудиция инженера по знаниям; - личный опыт аналитика.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статья в тему

Модуляционно-легированные транзисторы MODFET, биполярные транзисторы на гетеропереходах. Резонансный туннельный эффект
Высокая степень интеграции, характерная для современной кремниевой технологии, не может быть достигнута при использовании полупроводниковых соединений AIIIBV, однако эти соединения обеспечивают большее быстродействие, прежде всего, за счет высокой подвижности р носителей и меньши ...

Главные разделы


www.globalinformatics.ru © 2025 - Все права защищены!