Global Informatics

- Информатика и вычислительная техника

Методы извлечения знаний

Предметные области отличаются уровнем документированности и структурированности. Для характеристики предметной области по уровню документированности выделяют три класса: хорошо документированные, среднедокументированные и слабодокументированные области. По степени структурированности знаний предметные области могут быть:

· хорошо структурированными (с четкой аксиоматизацией, широким применением математического аппарата, устоявшейся терминологией);

· среднеструктурированными (с определившейся терминологией, развивающейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями);

· слабоструктурированными (с размытыми определениями, богатым эмпирическим материалом, скрытыми взаимосвязями).

Активные индивидуальные методы включают методы анкетирования, интервьюирования, свободного диалога и игры с экспертом. Сравнительный анализ методов данной группы приведен в таблице 2.

Преимуществом методов анкетирования является то, что анкета или вопросник составляются инженером по знаниям заранее и используются для опроса экспертов. Составление анкеты следует проводить с учетом рекомендаций, выработанных в социологии и психологии. Основными требованиями к анкетам являются следующие:

. Анкета не должна быть монотонной и однообразной, чтобы не вызывать скуку или усталость. Для этого необходимо разнообразить тематику и форму задания вопросов, включить вопросы-шутки и применить стиль игры.

. Анкета должна быть приспособлена к языку эксперта.

. Следует учитывать, что вопросы влияют друг на друга, поэтому важно расположить их в правильной последовательности.

. В анкете должно содержаться оптимальное число избыточных вопросов, часть которых предназначена для контроля правильности ответов, а другая часть - для снятия напряжения.

Метод интервьюирования отличается от метода анкетирования тем, что позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, вставлять новые вопросы в анкету, изменять темы и разнообразить ситуацию общения. Важную роль в методе интервьюирования играют вопросы, классификация которых показана на рисунке 2.

Открытый вопрос называет тему или предмет, оставляя эксперту полную свободу в отношении формы и содержания ответа. Закрытый вопрос предлагает эксперту выбрать ответ из предложенного набора.

Таблица 2 - Сравнение активных индивидуальных методов

Показатели

Анкетирование

Интервьюирование

Свободный диалог

Достоинства

Возможность стандартизированного опроса нескольких экспертов. Не требует особенного напряжения от аналитика во время процедуры анкетирования.

Наличие обратной связи (возможность уточнения контекста и разрешения противоречий).

Гибкость. Обратная связь. Возможность изменения сценария и формы сеанса.

Недостатки

Требует умения и опыта составления анкет. Отсутствие контекста и обратной связи. Вопросы анкеты могут быть неправильно поняты экспертом.

Требует значительного времени на подготовку вопросов интервью.

Требует от аналитика высочайшего напряжения. Отсутствие формальных методик проведения. Трудность протоколирования результатов.

Требования к эксперту

Практик и мыслитель

Собеседник и мыслитель

Собеседник и мыслитель

Требования к аналитику

Мыслитель (педантизм в составлении анкет, внимательность)

Собеседник (журналистские навыки, умение слушать)

Собеседник (наблюдательность, умение слушать, обаяние)

Характеристика предметной области

Слабоструктурированные, слабо- и среднедокументированные

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Статья в тему

Модели в экономике
Цифровой проигрыватель (музыкальный плеер, от англ. player, в некоторых случаях «MP3-плеер») - устройство, которое хранит, организовывает и воспроизводит музыкальные композиции, сохранённые в цифровом виде, в отличие от аудиоплееров, которые проигрывают музыку с таких носителей, как ...

Главные разделы


www.globalinformatics.ru © 2024 - Все права защищены!