Global Informatics
Предметные области отличаются уровнем документированности и структурированности. Для характеристики предметной области по уровню документированности выделяют три класса: хорошо документированные, среднедокументированные и слабодокументированные области. По степени структурированности знаний предметные области могут быть:
· хорошо структурированными (с четкой аксиоматизацией, широким применением математического аппарата, устоявшейся терминологией);
· среднеструктурированными (с определившейся терминологией, развивающейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями);
· слабоструктурированными (с размытыми определениями, богатым эмпирическим материалом, скрытыми взаимосвязями).
Активные индивидуальные методы включают методы анкетирования, интервьюирования, свободного диалога и игры с экспертом. Сравнительный анализ методов данной группы приведен в таблице 2.
Преимуществом методов анкетирования является то, что анкета или вопросник составляются инженером по знаниям заранее и используются для опроса экспертов. Составление анкеты следует проводить с учетом рекомендаций, выработанных в социологии и психологии. Основными требованиями к анкетам являются следующие:
. Анкета не должна быть монотонной и однообразной, чтобы не вызывать скуку или усталость. Для этого необходимо разнообразить тематику и форму задания вопросов, включить вопросы-шутки и применить стиль игры.
. Анкета должна быть приспособлена к языку эксперта.
. Следует учитывать, что вопросы влияют друг на друга, поэтому важно расположить их в правильной последовательности.
. В анкете должно содержаться оптимальное число избыточных вопросов, часть которых предназначена для контроля правильности ответов, а другая часть - для снятия напряжения.
Метод интервьюирования отличается от метода анкетирования тем, что позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, вставлять новые вопросы в анкету, изменять темы и разнообразить ситуацию общения. Важную роль в методе интервьюирования играют вопросы, классификация которых показана на рисунке 2.
Открытый вопрос называет тему или предмет, оставляя эксперту полную свободу в отношении формы и содержания ответа. Закрытый вопрос предлагает эксперту выбрать ответ из предложенного набора.
Таблица 2 - Сравнение активных индивидуальных методов
|
Показатели |
Анкетирование |
Интервьюирование |
Свободный диалог |
|
Достоинства |
Возможность стандартизированного опроса нескольких экспертов. Не требует особенного напряжения от аналитика во время процедуры анкетирования. |
Наличие обратной связи (возможность уточнения контекста и разрешения противоречий). |
Гибкость. Обратная связь. Возможность изменения сценария и формы сеанса. |
|
Недостатки |
Требует умения и опыта составления анкет. Отсутствие контекста и обратной связи. Вопросы анкеты могут быть неправильно поняты экспертом. |
Требует значительного времени на подготовку вопросов интервью. |
Требует от аналитика высочайшего напряжения. Отсутствие формальных методик проведения. Трудность протоколирования результатов. |
|
Требования к эксперту |
Практик и мыслитель |
Собеседник и мыслитель |
Собеседник и мыслитель |
|
Требования к аналитику |
Мыслитель (педантизм в составлении анкет, внимательность) |
Собеседник (журналистские навыки, умение слушать) |
Собеседник (наблюдательность, умение слушать, обаяние) |
|
Характеристика предметной области |
Слабоструктурированные, слабо- и среднедокументированные | ||
Статья в тему
Метрологические характеристики АЦП
Цель
работы: экспериментальное определение метрологических
характеристик АЦП, сравнение экспериментальных характеристик АЦП с паспортными
данными и методическими погрешностями АЦП с помощью NI
ELVIS и LabVIEW.
Задание:
. Ознакомится
с имеющейся на рабочем месте аппаратуро ...